Актуально: учебные программы, поступление и другие вопросы образования – большое совещание у Президента - Белорусский профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов
1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 375 79 21

Медиагалерея

«Тихая война», или Как санкции разрушают страны

С Днем строителя!

Строители принимают поздравления с профессиональным праздником

Федерация профсоюзов Беларуси.

Мы – вместе!

ГлавнаяНовостиАктуально: учебные программы, поступление и другие вопросы образования – большое совещание у Президента
21 сентября 2023

Актуально: учебные программы, поступление и другие вопросы образования – большое совещание у Президента

Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 сентября собрал совещание по вопросам совершенствования образовательной сферы.

Как сообщает телеграм-канал “Пул Первого”, на совещание к главе государства пригласили более полусотни человек. Это не только высшие должностные лица страны и руководители республиканских органов госуправления, но и губернаторы, руководители учреждений высшего образования и подчиненных Министерству образования организаций, председатели профильных комиссий Палаты представителей и Совета республики, руководители главных управлений по образованию облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома, начальники районных отделов образования и работники учреждений образования из разных регионов страны.

Напомним, 18 августа Александр Лукашенко провел совещание о готовности системы образования к новому учебному году. Причем предполагавшийся изначально традиционный доклад министра и профильного вице-премьера главе государства вырос до совещания. На мероприятие также пригласили руководителей Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля, чтобы услышать их оценки о состоянии сферы образования.

– Мы сегодня вновь возвращаемся к вопросам образования. Хотелось бы, чтобы в таком расширенном составе это был крайний случай. Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов, не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество. Это хорошо. Мы договорились во время доклада министра образования о готовности к новому учебному году, что встретимся в сентябре и проведем своеобразную работу над ошибками, – отметил Президент.

Глава государства подчеркнул, что школа – это храм, и в этом весь сакральный смысл образовательного процесса.

– Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее, – убежден Александр Лукашенко. – К сожалению, мы от этого доброго советского принципа отошли.

При этом глава государства подчеркивает: все школы должны быть загружены, где надо – организован подвоз, прежде всего это касается Минска.

– Поговорим также сегодня и о содержании образовательного процесса, а точнее – об учебниках, по которым учат наших детей. Меня очень беспокоит, что к их качеству по-прежнему есть вопросы. Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками. Считаю, что это серьезная недоработка Министерства образования на протяжении уже ряда лет, – заявил глава государства.

Александр Лукашенко отметил, что при написании новых учебников и пособий авторы мыслят категориями опытных преподавателей и других специалистов. Он считает, что такой подход неверен и надо ориентироваться на учащихся.

– Еще на педагогическом совете 24 августа 2021 года я говорил о недопустимости постоянного перекраивания учебных программ и планов и бесконечного издания новых учебников. Отмечал, что необходимо вернуться к советскому опыту, взять лучшие пособия и их постепенно дорабатывать, совершенствовать, а не печатать новые. Потому что новый коллектив всегда оригинальничает, вы ученые, понимаете это: “Хочу быть непохожим на то, что было, и показать свою прыть”. Это никому не надо. Главный принцип работы нашего государства и любых процессов, происходящих в нашем государстве, – это спокойное совершенствование того, что наработало человечество. Мы стоим, как я говорил, повторяя цитату великого, на плечах гигантов. Не надо соскакивать с этих плеч – мы потеряем все то, что человечество наработало до нас. Надо использовать это во имя будущего. Поэтому надо совершенствовать и не стесняться взять лучшее из того, что было, – сказал белорусский лидер.

Один из важных вопросов совещания касался подходов к аттестации за курс средней школы и поступлению в вузы. По этому поводу, как рассказал Президент, было проведено много социологических опросов среди всех участников процесса поступления (абитуриентов, родителей, педагогов) на предмет их видения того, как организовать обучение в средней и высшей школе.

– Скажу прямо, что я принял предложения Минобразования об изменении порядка поступления в вузы, мы это прошли в этом году, с тем с условием, что мы еще раз вернемся к этому вопросу. Когда комиссия по контролю за ходом вступительной кампании представит свое заключение, другие контролеры выскажутся, а также педагоги скажут о достоинствах и, может быть, имевших место недоработках. Я на это очень рассчитываю, поэтому пригласили такой широкий круг преподавателей и учителей, – заметил Александр Лукашенко.

Александр Лукашенко также спросил, будут ли, помимо этих нововведений, еще какие-то предложения у специалистов и педагогов, чтобы улучшить существующий порядок.

– Здесь и сейчас мы должны определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу и решить главную задачу – обеспечить нашей молодежи условия для профессионального становления и развития в своей стране. Подчеркну: наиболее талантливые, перспективные абитуриенты должны быть востребованы у нас, на Родине. Это мое железное правило, – заявил белорусский лидер.

– Но никаких кардинальных решений после нашей сегодняшней встречи быть не должно, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся усовершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим.

Глава государства отметил, что вопросы сферы образования должны находиться на контроле в том числе у губернаторов, ведь их зона ответственности далеко не только сельское хозяйство.

– Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, правительства – действуйте. Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют, – поручил Александр Лукашенко.

При этом Президент подчеркнул: ко всем вопросам необходимо подходить по-хозяйски. Например, те же школьные автобусы должны использоваться только для школьных нужд, и тогда они прослужат долгие годы. Все еще есть проблемы и по организации питания в школах. Александр Лукашенко подчеркнул, что еда должна быть качественно приготовлена, но не надо отрываться от земли и открывать в школах рестораны.

Глава государства обратил внимание на то, что мониторить ситуацию в сфере образования нужно обязательно с участием контролирующих органов.

– То, что они должны быть с вами рядом на финишной прямой (подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. – Прим. ред.) и подсказать, что вот тут надо сделать, – это правильно, – сказал он. – Излишне бегать по школам и напрягать преподавателей, учителей и руководство вузов не нужно, толку от этого не будет. Но тогда будет железный спрос. Если не дай бог что случилось, тогда мы спросим с руководителей, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Об основных проблемных вопросах в сфере образования на совещании доложили председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов и Генеральный прокурор Андрей Швед.

Глава КГК, говоря о процессе подготовки школ к 1 сентября, обратил внимание на то, что раньше были паспорта готовности школ, которые подписывали разные ведомства, не только Минобразования. Однако потом от этой практики отказалось само Минобразования.

– В итоге получилось то, что мы имеем: документы просто подписываются, даже без выезда на место, – заметил он. – Поэтому КГК совместно с Генпрокуратурой внесли предложение о том, чтобы это был межведомственный акт, который имеет вполне определенный статус. Более того, должны быть определены критерии готовности школ.

Есть также предложение о том, чтобы упростить систему финансирования таких работ по аналогии с тем, как в свое время сделали в ЖКХ с организацией текущих и капитальных ремонтов. В числе вопросов, которые до сих пор не решены в части готовности школ, он назвал неудовлетворительное состояние стадионов (особенно в сельской местности), окон, крыш. Что касается организации питания, то бывают факты недовложения продуктов, нарушения технологий, неготовности пищеблоков.

Генпрокурор в своем докладе также указал на наличие системных недостатков в образовательном процессе. Он считает, что нужно коренным образом поменять систему подписания сертификатов готовности школ и обозначить ответственность должностных лиц, которые их подписывают. Есть, по его словам, недостатки по планированию и финансированию текущих и капитальных ремонтов, организации системы питания. Что касается оценки качества учебников и учебных пособий, то Андрей Швед обратил внимание на попытки увильнуть от выполнения конкретной задачи по совершенствованию учебников вместо издания все новых и новых. “Должны быть четкие, доступные, всеми признанные учебники. Вместо этого Министерство образования почему-то уходит от критерия “учебники”. Сейчас их всего 7, зато более 200 учебных пособий, – привел пример Генпрокурор. – Ощущение складывается, что люди зарабатывают на этом деньги, потому что создают так называемые учебные пособия, которые, с нашей точки зрения, мало адаптивны к средней школе”.

От участников совещания Глава государства потребовал прежде всего докладывать о проблемных вопросах и недостатках в сфере образования. Президент интересовался мнением как курирующих отрасль должностных лиц, так и непосредственно самих руководителей и педагогов учреждений образования.

Директор средней школы №73 Минска Ирина Родик высказала мнение, что в школах следует более серьезно относиться к вопросам профориентации, чтобы учащиеся осознанно подходили к выбору своей будущей профессии.

Министр образования Андрей Иванец в свою очередь обратил внимание, что сегодня в колледжи принимают без экзаменов, только по конкурсу аттестатов.

– В этом году мы увидели, что конкурс в колледжи очень большой. В некоторые были даже очереди. Процент поступления ребят после 9 классов за последние два года увеличился с 35% почти до 50%, – привел он статистику.

Александр Лукашенко согласился, что лучшими специалистами становятся те, кто сперва получил среднее профильное образование, а затем отучился в вузе. Что касается стабильности в работе педагогов, это будет обеспечено, подчеркнул Президент.

– Я же вначале сказал: этот наш большой разговор должен быть последним в таком плане. Будем совершенствоваться, отдельные вопросы будем смотреть. Думаю, и губернаторы меня услышали, и Правительство. Все сегодня здесь, они слышат, что надо делать. А контроль – за нами. Все заинтересованы в том, чтобы было лучше, – заявил глава государства.

Отдельно Президент остановился на кадровом вопросе.

– Хочу обратить внимание на подготовку преподавателей и учителей в наших вузах. Мы плохо готовим в вузах студентов. Были косяки и в те времена у нас, хотя жесткий был порядок, а сейчас же вольница. Преподаватели и ректоры забыли, что надо требовать от будущего специалиста определенного уровня и давать эти знания. И если качественный “продукт” будет выпущен из вуза, то нам и разговора здесь не будет, – сказал глава государства. – А сегодня мы говорим: и учебник такой, и методические наработки, разработки, планы… Потому что недоучиваем мы учителя.

лава государства при этом констатировал, что порой по востребованным направлениям действительно в вузы принимают на целевую подготовку без экзаменов, и изначальный уровень знаний у таких студентов не всегда может быть высоким. Он отметил, что это касается не только подготовки в вузах будущих учителей, но и, например, специалистов в аграрной сфере, многие из которых так же обучаются по целевому набору.

Президент также особо подчеркнул важность наличия качественных и интересных учебников:

– Для меня учебник – это все. Знаете, что самое страшное, – учебник пугает ученика. Вот этого быть не должно. Он боится к какому-то учебнику притронуться. А учебник должен притягивать ученика к себе, этот учебник приятно держать в руках. И я говорил, что не надо на это жалеть денег. Надо издать хороший учебник, написанный хорошим шрифтом, иллюстрированный. И главное – знания. Если даже там кратко написано – учитель разъяснит, что это такое. Учебник уже будет для ученика конспектом.

Во время совещания глава государства высказался и о сборе средств с родителей на нужды класса или школы. Президент не видит в этом никаких проблем, если этот процесс организован правильно.

– Ничего страшного. У нас бесплатное образование. Только директорам надо разумно это делать. Может, полтора человека откажутся, денег не дадут на ремонт или на что-то. И не надо. Отказался так отказался, обойдемся. Но от этой практики отходить не надо. Но не так: “Ты неси столько денег! Мы тут на совете каком-то решили”. Не надо так поступать. Мы деньги на школы найдем. Но если родитель будет участвовать в этом какой-то своей копейкой, страха я в этом абсолютно не вижу, – отметил Александр Лукашенко.

Коснулся глава государства и шестого школьного дня – субботы. Он подчеркнул, что в этот день необходимо уделять внимание прежде всего здоровью ребят, а не урокам и факультативам.

– Суббота должна быть разгружена, – потребовал Президент. – Как без спортивных занятий? Возьмите за руку родителей и детей, отведите на спортивную площадку.

Александр Лукашенко, подводя итоги совещания, потребовал не мешать работать Министру образования, а губернаторам – в большей степени брать на себя решение практических вопросов.

– Сегодня мы закончили разговор по задачам, которые стоят перед образованием. Двигаемся, – подчеркнул Президент. – Это касается меньше всего Министра образования, больше – губернаторов: услышали, как надо действовать, – действуйте. Без губернаторов ни в здравоохранении, ни в образовании мы вопросы не решим.

 

ИСТОЧНИК