Безусловно, эти деньги не вернут двоим маленьким ребятишкам отца, молодой женщине – любимого мужа, но вдове еще как-то нужно поднимать малолетних детей. А ведь в сложившейся ситуации, как оказалось, ждать ей особой финансовой помощи ни от предприятия, где работал погибший супруг, ни от страховщика не приходилось…
Жестокий июнь…
Страшная потеря потрясла всю семью еще в июне 2017 года. Рано утром операторы зерносушильного комплекса ОАО «Туровщина» получили задание от руководства: заменить приводной барабан в нории (нории зерновые, или – элеваторы ковшовые, используются для деликатного вертикального перемещения сыпучих зерновых материалов без тары, предназначенных для длительного хранения, например, зерна, крупы, семечек. – Прим. авт.). К слову, приводной барабан был весом около 30 килограммов, хранился на весовой, которая находилась в 140 метрах от зерносушилки. К месту ремонта работники решили перевезти его в багажнике частного автомобиля. Так и сделали. От весовой до въездных ворот зерносушилки все работники ехали в авто. Выйдя из транспортного средства, один из операторов открыл въездные ворота, и, когда автомобиль въехал на территорию зерносушилки, а до места ремонта оставалось 20 метров, молодой человек вскочил на фаркоп движущейся машины и ухватился за багажник. В это время автомобиль повернул налево, мужчина не удержался и упал на асфальт, ударился головой и потерял сознание. Через три дня, так и не придя в сознание, от полученной черепно-мозговой травмы он скончался в реанимационном отделении Житковичской центральной районной больницы.
Профсоюз не согласен!
Обстоятельства и причины произошедшего расследовались непосредственно на сельхозпредприятии: несчастный случай со смертельным исходом уполномоченным должностным лицом ОАО «Туровщина» и представителем Белгосстраха по Житковичскому району квалифицирован как непроизводственный. Был составлен акт формы НП. В то же время участвующий в его расследовании представитель профсоюзов – главный технический инспектор труда Гомельской областной организации профсоюза работников АПК Степан Петрушенко не согласился с данной квалификацией, изложив свое видение ситуации в письменном виде, что было приобщено к акту № 1 о непроизводственном несчастном случае. С таким итогом разбирательства категорически была не согласна супруга потерпевшего. «Как же так, ведь муж отправился на работу, он был здоров и жизнерадостен, и все случилось на работе? Разве законно, что составили акт о непроизводственном несчастном случае?» – спрашивала расстроенная женщина у многих ответственных работников. Но ей твердили, что, мол, ваш супруг сам во всем виноват. Тогда вдова погибшего работника официально обратилась за помощью в Гомельскую областную организацию профсоюза работников АПК. В поддержке безутешной женщине не отказали: оказали бесплатную юридическую помощь, помогли составить жалобу в суд на незаконность акта о непроизводственном несчастном случае. А в назначенный день интересы супруги потерпевшего в суде представляли главный технический инспектор труда Степан Петрушенко и главный правовой инспектор труда Владимир Ксендзов (к сожалению, ныне уже ушедший из жизни. – Прим. авт.). После ряда заседаний суд Житковичского района признал жалобу вдовы погибшего на действия (бездействие) должностных лиц, ущемляющих права граждан, обоснованной, а также что составленный на предприятии акт о непроизводственном несчастном случае неправомерен и ущемляет права граждан. Суд обязал работодателя, с учетом установленных по делу обстоятельств, составить новый акт формы Н-1 (несчастный случай на производстве. – Прим. ред.). Решение суда сельхозпредприятием было исполнено 9 октября 2018 года. И семья так рано ушедшего из жизни молодого человека смогла получить пусть небольшие, но так нужные финансовые средства, которые предусмотрены законодательствомю
Тем временем… В январе 2019 года специалисты областной организации профсоюза работников АПК продолжили изучать материалы дела о производственном несчастном случае. Они проанализировали все документы, имеющиеся в ОАО «Туровщина» и пришли к выводу, что семья погибшего имеет право еще и на дополнительные выплаты. К слову, без учета уже полученной компенсации. И это право предусмотрено положениями тарифного соглашения (заключено между Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Белорусским профсоюзом работников агропромышленного комплекса и Республиканским агропромышленным союзом «БелАПС»), а также положением соглашения, заключенного между комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома и областной организацией профсоюза работников АПК. По итогам мониторинга руководством областной организации профсоюза работников АПК направлено письмо вдове погибшего, в котором ей разъяснили о праве на дополнительные выплаты. А также предложили помощь по составлению заявления в комиссию по трудовым спорам и искового заявления в суд в случае несогласия нанимателя в выполнении обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Однако ни внутренних, ни судебных разбирательств по дополнительным выплатам не понадобилось. Руководство ОАО «Туровщина» выразило готовность исполнить обязательства в соответствии с тарифным и областным соглашениями и выплатить семье материальную помощь в размере 5 годовых заработков погибшего. О своем решении оно уже сообщило вдове погибшего на производстве.