Авторы директивы выделили несколько направлений развития отрасли.
Первым пунктом идет повышение привлекательности инвестиционно-строительной деятельности. Для этого предлагается усовершенствовать систему госрегулирования. Предполагается дальнейшее сокращение административных процедур, максимальное внедрение «одного окна». Функция регулятора будет выполняться Минстройархитектуры, а сама отрасль должна перейти на самостоятельную систему технического нормирования.
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
К концу 2020 года должны сократить срок очереди для нуждающихся многодетных семей до одного года. В директиве говорится, что средняя цена квадратного метра с господдержкой не должна превышать размер среднемесячной зарплаты.
Проектом директивы предусмотрено наращивание объемов строительства арендного жилья.
Стройотрасль должна перейти к строительству многоквартирных жилых домов, социальных объектов и административных зданий только в энергоэффективном исполнении. При проектировании и строительстве — предусматривать максимальное использование электрической энергии в жилом фонде для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи.
Индивидуальное жилищное строительство предлагается совершенствовать путем комплексной застройки земельных участков одним застройщиком с использованием изделий крупнопанельного домостроения. В директиве говорится о возможности размещения в жилых домах встроенных и пристроенных помещений общественного назначения для осуществления предпринимательской деятельности.
Директива предписывает строить инженерную и транспортную инфраструктуру опережающими темпами. В том числе — за счет застройщиков и эксплуатирующих организаций.
Директива предписывает решить вопросы, сдерживающие развитие городов-спутников. В проекте содержится пункт о комплексной застройке территорий на принципах безопасности, комфортности и функциональности. Территории при этом должны максимально озеленять.
Директива требует не допускать превышения нормативных сроков строительства многоквартирных жилых домов.
В целях научного и инновационного развития строительной отрасли планируется создать фонд стабилизации, формируемый за счет отчислений в размере 0,4 процента от стоимости строительно-монтажных работ.
Директива предусматривает меры по повышению эффективности строительных организаций, в том числе меры по сокращению просроченной задолженности.
Документ требует оптимизировать структуру организаций, в том числе путем объединения строительных, монтажных и проектных организаций, предприятий по производству строительных материалов.
Проектом директивы предусмотрено снижение затрат и энергоемкости, внедрение качественного планирования производства, оптимизация затрат в строительстве, повысить уровень оплаты труда работников организаций стройкомплекса.
Директива предписывает активнее использовать кредиты банков и «Банка развития», увеличить экспортный потенциал, выйти на положительное сальдо торговли услугами отрасли.
Предлагается повысить ответственность проектировщиков за качество документации и усилить авторский и технический надзор, защищать внутренний рынок проектных и строительных услуг, рынок стройматериалов от недобросовестных участников.
Планируется повысить индустриализацию строительного комплекса: строить с максимальным использованием заводских изделий. Во всех районах страны директива требует обеспечить работу ПМК или их филиалов. Земельные участки для строительства домов будут в приоритетном порядке предоставляться коммунальным предприятиям и их «дочкам», а также иным организациям с собственными производственными мощностями.
Предполагается создать электронную базу данных по ценам на стройматериалы, конструкции. Производители и импортеры будут обязаны публиковать в ней свои цены.
Также в рамках цифровой трансформации до конца 2021 года предписано создать государственный строительный портал, на котором участники отрасли будут взаимодействовать в электронном виде.
Директивой предполагается внедрение технологий информационного моделирования, в том числе с использованием «облаков». Будут внедряться интегрированные информационные системы для управления ресурсами предприятий. Кроме того, предписывается создать электронный фонд проектной документации, банк данных объектов-аналогов.
Планируется актуализировать структуру подготовки кадров, открыть новые приоритетные специальности в вузах, повысить качество обучения.
До конца 2019 года должен появиться механизм софинансирования организациями стройкомплекса учебных и ресурсных центров. В первом квартале следующего года должны подготовить план по совершенствованию производственной практики.
В проекте директивы обозначены «болевые точки», затрудняющие развитие строительного комплекса.
Во-первых, это дефицит оборотных ресурсов подрядных организаций, который приводит к вынужденным кредитным займам, что в конечном итоге препятствует своевременным расчетам с поставщиками.
Во-вторых, недостаточный уровень оплаты труда в строительстве по сравнению с отдельными соседними странами (Российская Федерация, Республика Польша, Литовская Республика) и, как следствие, — отток трудовых кадров.
В третьих — отсутствие современных технологий проектирования и низкая ответственность проектных организаций, что негативно влияет на качество разрабатываемой проектной документации и является одним из основных источников проблем в строительстве.
По информации: https://realty.tut.by/news/building/620426.html