Главный механик филиала № 1 «Цементный завод» Александр Марковский (справа) и ведущий инженер-механик Сергей Михайловский обсуждают рабочие моменты.
На рабочем столе Александра Марковского — горы документов. Все они сложены аккуратными стопками, высокими и не очень. Невольно ощущаешь любовь хозяина кабинета к четкости и порядку. Обращаю внимание собеседника на эти два качества.
— Без них в нашем деле никуда, — соглашается главный механик одного из градообразующих предприятий Волковысского района. — Моя главная задача состоит в том, чтобы огромная груда железа была живым организмом. Будет работать железо — все будет хорошо. Можно привести в сравнение автомобиль. Согласитесь, что без какой-нибудь маленькой, но необходимой детали он просто остановится и никуда не поедет. Наш завод тоже машина. Только в тысячи раз больше и сложнее.
В подчинении Александра Марковского около 200 человек из пяти подразделений, задача которых — содержать в исправном состоянии заводское оборудование.
— В каждом из пяти цехов — обжига, переработки сырья, топлива, железнодорожного транспорта и отгрузки готовой продукции — есть свой заместитель начальника по оборудованию. То есть у каждого цеха, говоря на заводском лексиконе, по механику. И своя бригада работников. Ежедневно руками нашего дружного коллектива выполняется большой объем работ. Технику нужно проверять ежедневно, вовремя обслуживать и ремонтировать, чтобы дольше служила. Чиним все!
О своем коллективе главный механик говорит коротко и ясно:
— Нормальные люди, понимающие и исполнительные. Сказал — сделали. Толковые. Почти все имеют большой опыт и стаж на нашем заводе. Кстати, рядом со мной трудятся брат, племянник, супруга. Она у меня компрессорщик в цеху ПВС (пароводосиловом. — Прим. ред.). Практически всю жизнь рядом — и здесь, и дома. На мой взгляд, немножко упустили тот момент, что завод сам должен готовить для себя кадры, как это было раньше. Но в последнее время стали возрождать старые советские традиции, когда учеников токарей и других специалистов отправляли на учебу в институты. Молодежь, бывает, приходит совсем зеленая, поэтому активно формируем на предприятии систему наставничества.
Александр Михайлович обращает внимание на тот факт, что большую часть руководящих должностей занимают свои, местные. Все они начинали с малого, с рабочих, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. На предприятии много трудовых династий, что только укрепляет коллективный дух.
— Родился в деревне, здесь, неподалеку от поселка, — рассказывает о себе собеседник. — В 1974 году с семьей переехали в Красносельский. Отец всю жизнь трудился на предприятии шофером автобазы. И, честно признаюсь, у меня никогда не было сомнений, что буду работать на заводе. Так и случилось. Сразу после окончания школы, в 1984-м, пришел сюда помощником токаря. Через год ушел в армию, а после дембеля вернулся на прежнее место. Понимал, что нужны дополнительные знания, чтобы двигаться вперед, поэтому поступил на заочное отделение в Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов. Тогда его по-простому называли «красносельским техникумом». Оттуда в основном приходили кадры. В 2001-м мне предложили должность механика цеха железнодорожного транспорта и отгрузки цемента. Тогда как раз запускалось новое паковочное отделение с оборудованием немецкого производства. Вот так все закручивалось…
Самым сложным и одновременно интересным периодом на заводе для Александра Марковского стало время, когда в 2012 году началась модернизация предприятия.
Технику нужно вовремя обслуживать, чтобы дольше служила.
— Было сложно, не скрою, — отмечает главный механик. — Однако ввод в строй новой технологической линии производства клинкера сухим способом позволил увеличить выпуск цемента в разы. В настоящее время производим до 5 тысяч тонн в сутки. На тот момент это решило проблему дефицита этого строительного материала на внутреннем рынке, позволило значительно увеличить его экспорт, а также открыло новые перспективы для развития предприятия. Мне лично тогда пришлось летать в Китайскую Народную Республику для обучения и перенятия опыта. Китайские специалисты, конечно, помогали на первом этапе, но мы практически весь объем работ сделали своими руками. Помог опыт. Тогда воплотил на практике все, что раньше видел, слышал и читал. Да, пришлось по ходу решать множество вопросов, но было понимание того, что предприятию необходимо делать рывок в развитии.
Бумажная рутина интереса к работе у Александра Михайловича не отбивает.
— Как ни крути, промышленное производство, оснащенное серьезной техникой, требует прохождения различных аттестаций, проверок, поэтому много приходится работать с документами, — развивает он мысль. — Часто нужно оперативно принимать решения. Что-то, допустим, вышло из строя, а запчасти такой не оказалось. Тут и творчество проявляется, и фантазия: где взять, откуда снять, что поставить. Для меня важно, чтобы все решения были обдуманными и взвешенными. Между скоростью и качеством выбираю второе. То есть ни в коем случае нельзя жертвовать качеством из-за спешки. Зато результат — надежный.
Александр Марковский постоянно переводит беседу в сторону обсуждения будущего цементного завода:
— Пока страна строится, а все белорусы видят это буквально из окон своих новых квартир и домов, наша продукция будет востребована. Люди хотят жить хорошо, а из глины качественное жилье не построишь.
В последние годы затраты на модернизацию были огромными. Если в 2022-м произвели почти 1,3 миллиона тонн цемента, то в прошлом — более 1,4 миллиона тонн. Это значит, наши мощности были загружены на 100 процентов.
В 2023-м был реализован инвестиционный проект по модернизации цементной мельницы № 1 с установкой современного сепаратора помола цемента.
— Модернизация мельницы увеличила мощности, позволившие нарастить выпуск сепарированного цемента в 1,5 раза, — продолжает рассказ Александр Михайлович. — Это наиболее качественный продукт, который хотят видеть заказчики. Поскольку энергетическая составляющая при производстве клинкера довольно высокая, акционерное общество постоянно работает над снижением энергоемкости и совершенствованием структуры его топливного баланса. Газ используется только для розжига и разогрева печи. В 2021-м была введена в строй технологическая линия по использованию RDF-топлива. Проект реализуется совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Он позволит заменить свыше 40 процентов основного вида топлива — каменного угля. В настоящее время на данной технологической линии используются альтернативные виды топлива.
В планах на ближайшие годы ОАО «Красносельскстройматериалы» и Белорусской цементной компании — построить две новые современные цементные мельницы, которые будут работать по замкнутому циклу с производительностью по 150 тонн в час.
— В настоящее время каждая мельница производит по 45—50 тонн цемента. Также в планах — строительство новых силосов для цемента, современного клинкерного склада в виде шатра и двух линий упаковки цемента в мешки. То оборудование, которое у нас имеется, позволяет нам производить продукцию высокого качества по ГОСТу, но мы должны идти в ногу со временем и оперативно отвечать современным запросам.