Хрустальные грани - Белорусский профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов
1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 375 79 21

Медиагалерея

«Тихая война», или Как санкции разрушают страны

С Днем строителя!

Строители принимают поздравления с профессиональным праздником

Федерация профсоюзов Беларуси.

Мы – вместе!

ГлавнаяНовостиХрустальные грани
07 сентября 2023

Хрустальные грани

Стекло может быть мягким, как часы на картинах Дали, может сверкать бриллиантами или, наоборот, быть словно окутанным легкой дымкой. У ведущего художника,члена профсоюза ОАО «Стеклозавод «Неман» Василия Самохвалова оно всегда разное, со своим характером. За без малого 40 лет на предприятии специалист разработал тысячи изделий, как ставших классикой, так и эксклюзивных, выполненных в единственном экземпляре.

– Стеклоделие завораживает, есть в нем какая-то особая красота, которую хочется разгадать, – уверен художник. – И чем больше делаешь, тем шире открывается окно новых возможностей. Помните старую философскую притчу? Наши знания подобны кругу, за пределами – неизвестность: увеличивается он, и растут границы непознанного.

Все решила рыбалка
Василий Самохвалов всю жизнь учится, причем делает это легко и в удовольствие. В 6 лет вместе со старшими друзьями пришел в школу. Учителя сказали, что еще мал, и отправили домой. Но наутро упорный мальчишка все равно прибежал на уроки. Так продолжалось изо дня в день, пока его официально не приняли в первый класс. Хорошо давались и гуманитарные, и точные науки – схватывал все на лету. Четверки в дневнике были редкостью. Хотя прилежным Самохвалова назвать сложно. Рос на Полесье и порою вместо школы весь день с удочкой проводил на Припяти.

– Из-за своей любви к рыбалке и стал стекольщиком, – удивляет Василий Дмитриевич. – В детстве неплохо рисовал, и после 10 классов поступил на оформительское отделение в «Глебовку» (Минский художественный колледж имени А.К. Глебова. – Прим авт.). По распределению попал в Великий Новгород. Получив первый опыт, решил учиться дальше и пойти в театрально-художественный институт. Приехал в Минск на вступительные, но со старшим братом, таким же заядлым рыбаком, вместо экзаменов сорвался на реку. На следующий год набора на художественную обработку металла не было, поэтому в итоге пошел на стекло.

– Не жалеете об этом спонтанном поступке?

– О рыбалке я вообще никогда не жалею! – в привычной шутливой манере отвечает герой материала и уже серьезно добавляет: – Очень люблю свою профессию. Рад, что все сложилось именно так.

Миллионным тиражом
После института Василий Самохвалов устроился художником-конструктором, затем был ведущим художником в НПО «Планар». В начале 1980-х стал главным художником Министерства промышленности строительных материалов БССР, в ведомстве которого находились 8 стеклозаводов. Их работу на протяжении нескольких лет и курировал Василий Дмитриевич, пока не попросился у руководства «на землю» – хотелось вернуться на производство. Так в 1986 году оказался на стеклозаводе «Неман» и вступил в ряды профсоюза.

– Любое предприятие успешно тогда, когда изготавливает много качественной недорогой продукции, востребованной у покупателя. Поэтому основная задача художников заключается в создании базы «массовых» изделий. Золотая классика «Немана» – набор с заводским номером 3109, тираж которого превысил 30 миллионов, – приводит пример мастер.

При этом постоянно идет обновление ассортимента. В советские времена, замечает специалист, стекло, а тем более хрусталь, были дефицитом. Рюмки, бокалы и фужеры для шампанского доставали из сервантов только по праздникам. Сейчас стеклозавод выпускает около 200 новых видов изделий ежегодно. Полушутя собеседник признается: самое сложное – придумать простой стакан, при этом непохожий на другие.

Хотя у Василия Дмитриевича свой кабинет, застать его там получается нечасто – много времени проводит на производстве. Прежде чем придуманное художниками изделие поступит на конвейер, новинка проходит через экспериментальный участок, где трудятся самые опытные выдувальщики, отдельщики и шлифовщики, при необходимости эскиз дорабатывается. Только после этого создаются металлические формы изделия и налаживается массовый выпуск.

Мастер «индпошива»
– Этот же участок занимается индивидуальными заказами. Чего тут только не делали из стекла и хрусталя: и парусный корабль со всеми снастями, и буровые колонки, и пистолет «Беретта»! А у стекла особая пластика. В процессе работы оно плывет, как густой мед, требует выверенных плавных движений. Если глину или железо можно после подправить – отрезать кусок или, наоборот, нарастить фрагмент, подравнять, отшлифовать, то со стеклом так не получится. Кроме того, у него есть такое качество, как прозрачность, изделие должно быть идеальным и снаружи, и внутри, – замечает художник.

Последние годы он отошел от проектирования рядовой многосерийной продукции и в основном занимается, как в шутку называет, «индпошивом»: создает из стекла и хрусталя эксклюзивные подарки, в том числе для различных премий, конкурсов, фестивалей. Василий Самохвалов, к примеру, разрабатывал призы телешоу «Башня» на «Беларусь 2», вот уже больше двух десятков лет ему доверяют создание наград для Фестиваля национальных культур, и каждый раз художник находит новое оригинальное решение.

– Нужно понять направление мысли заказчика, предложить красивое и, что немаловажно, выполнимое воплощение идеи в стекле или хрустале, потому что не все понимают особенности работы с этими материалами. Однажды обратилась минская организация, которая хотела сделать из хрусталя приз для лучшего клиента. Но если бы мы выполнили заказ в предложенных размерах, статуэтка весила бы около 80 килограммов, – с улыбкой вспоминает собеседник.

Признается, что годы на предприятии, наполненные любимым делом, пролетели будто один день. Много удалось достичь, но по-прежнему есть к чему стремиться. Жизнь художника неразрывно связана с городом стеклоделов и заводом, этот тихий уголок стал для Василия Самохвалова второй родиной.

ИСТОЧНИК “Беларускі Час”